К основному контенту

Плюсы и минусы фриланса. Личный опыт.


Через четыре дня будет 8 месяцев как я работаю на фрилансе. А через четыре месяца ровно год. Как же быстро время идет йоптвою ж… Со своей колокольни могу обозначить некоторые преимущества и недостатки работы удаленно. Опять же, это только личный опыт, а мнения других фрилансеров могут кардинально отличаться.

У многих, кто никогда не работал на дому, складывается ошибочное и слишком идеализированное мнение о фрилансе:
- Привет, я %USERNAME%, работаю %USERPROFESSION% в %USERJOB%. А ты?
- А я Рома, работаю копирайтером на дому.
- Охрененно! Это ты мужские половые признаки пинаешь и работаешь когда захочешь…
И так в подавляющем большинстве случаев. На самом деле все немного иначе…
Поэтому давайте-ка разберемся. Возможно, данная информация будет полезной тем, кто планирует перейти на фриланс. А возможно и нет.

Начнем-ка с преимуществ:


+ ГИБКИЙ РАБОЧИЙ ГРАФИК. Да, по сути вы сами выбираете, когда будете работать. Лично я сплю почти всегда до девяти, некоторое время раскумариваюсь, а потом уже начинаю работать. Определенно преимущество.
+ НИКТО НЕ СТОИТ НАД ДУШОЙ. Очень большой и жирный плюс. Присутствие под боком руководства сильно угнетает. И далеко не факт, что начальство в соседнем кабинете и активное лицомвговнотыканье способствует повышению работоспособности. Иногда даже наоборот.
+ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Вас не стесняют. То есть, работая на обычной работе вы теряете свободу. На фрилансе же можно врубить любимую музыку, параллельно с работой общаться в социальных сетях, беседовать в скайпе и смотреть всякие видосы на ютубе. Вас никто не видит и по факту не контролирует ваши действия.
+ СВОБОДА ВЫБОРА. На данный момент я все так же работаю с одним заказчиком (привет, Ксю:). Плюс проскакивают мелкие халтурки, хотя это редкость. Но в целом фрилансер волен сам выбирать, что делать, а чего не делать. Вот я не шарю в юриспруденции и финансах. Нужна статья? Не советую брать меня, так как в этих темах я нуб. Только вы выбираете, что будете делать. На обычной работе попробуйте сказать начальнику, что ебаляделатьэтухернюпустьстажерзанимается.
+ ЗАРПЛАТА ОТ ВЫРАБОТКИ. Согласен, преимущество в некотором роде сомнительное. Да, круто, когда работы мало, а единственное, что ты делаешь, - пинаешь болты. При этом знаешь, что свою зарплату за месяц получишь. Но! Иногда начинается завал, который никто кроме тебя не разгребет. Тогда ты понимаешь, что пора бы просить надбавку, а в ответ слышишь что-то типа «можетбытьнаверноеатычасомнеохренелненравитсяидивжопу». На фрилансе сколько сделал, за столько и получил. Понадобилось больше денег – напряг жопу, деньги не нужны – смотришь сериалы.
+ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ. Вот то, из-за чего я ненавижу обычную работу. Работодатели с каких-то неведомых херов в большинстве случаев считают, что вы им чем-то обязаны. Не все, конечно. На моей практике попадались реально хорошие работодатели, но в целом таких очень мало. На фрилансе, как ни крути, заказчик и исполнитель очень сильно зависят друг от друга и друг друга уважают даже если это кратковременное сотрудничество. Заказчик обидел исполнителя? Получите сорванные сроки, нереализованный проект, потерю денег… Задница! И в некоторых случаях заказчики даже более лояльны к исполнителям, чем наоборот.
+ ДОЛОЙ ДРЕССКОД. Верните мне мой 2007-й. В те времена, когда у меня на лице было много железа, прическа напоминала стог сена (хотя и сейчас так), а стиль одежды вызывал у некоторых людей рвотные рефлексы, вопрос дресскода на будущей работе для меня был категорически важен. А вот на фрилансе вообще пофиг, в каком виде ты работаешь. Хоть в трусах сиди, лишь бы работу свою хорошо делал.
+ ДЕНЬГИ. Несмотря на то, что я далеко не самый высокооплачиваемый копирайтер (некоторые берут по тысяче рублей за 1000 знаков), а с учетом падения рубля, то и вовсе дешевый, тем не менее, своим заработком я доволен. Платят на фрилансе куда лучше, чем на обычной работе. Исключения, разумеется, есть. Можно с тем же объемом, что у меня, получать 15 и даже больше тысяч в офисе, но это если повезет и если свою работу выполнять очень хорошо.

Итог! Работа на дому – это куда больший список преимуществ, чем я написал. И да, со стороны это может показаться настоящим раем. Но я еще не прошелся по недостаткам. А их, уж поверьте, много.

- НЕНОРМИРОВАННЫЙ ГРАФИК. Понятия «свободный» и «ненормированный» уж очень
близки. Порой так хочется прийти на работу в девять и уйти в шесть (с учетом перерыва), при этом зная, что к девяти утра следующего дня тебя никто не тронет. Плюс выходные. С этим на фрилансе порой вовсе туго. Можно выкроить один-два дня в неделю, но дернуть все равно могут. Правки, уточнения или еще что. Да и за это время работы может накопиться много новых заказов. С ужасом вспоминаю день после выходных в Одессе. 68 000 знаков текста, 18 часов перед компьютером с получасовым перерывом…
- ДОМ-РАБОТА, РАБОТА-ДОМ. Это в равной степени преимущество и недостаток. Работать дома – это круто… Первый месяц. Потом то, что твоя комната – это твое рабочее место, начинает сильно напрягать. Поэтому усидеть в свободное время в этой ненавистной коробке становится просто нереально.

- АССОЦИАЛЬНОСТЬ. Отсутствие коллег и общения на какие-либо общие темы порой сильно угнетает. Порой настолько отвыкаешь от живого общения, что его уже и не хочется. Близкие люди отдаляются, нет корпоративов, не с кем выпить в пятницу после работы. Круг общения сильно сжимается, а на некоторое время и вовсе схлопывается.
- НЕДОПОНИМАНИЕ. Неправильное понимание фриланса – причина множества обид:
      - Пошли погуляем.
      - Я работаю.
      - Ты работаешь дома, тебе пофиг, потом поработаешь.
      - Потом – это до трех ночи сидеть. Я не хочу.
      - Ну и мудак!
Утрировано, но так оно порой и происходит. Или еще хуже. Некоторым в мозг вбить, что ты реально работаешь и у тебя нет времени даже на домашние дела, приезд в гости и тому подобное просто нет времени, крайне проблематично. Значительной части кажется, что подобная работа настолько несущественна, что можно послать все к чертям, а потом когда-то закончить, если будет настроение.
- «НАЙДИ СЕБЕ НОРМАЛЬНУЮ РАБОТУ. ТЫ ЖЕ НЕ БУДЕШЬ ВСЮ ЖИЗНЬ ЭТОЙ ФИГНЕЙ СТРАДАТЬ». Пристрелите меня! Вот серьезно. Мне подобное уже говорили несколько раз. И говорили люди, зарабатывающие 2-3 тысячи в месяц (согласен, даже это неплохо). Но вот что подразумевает под собой нормальная работа? Хороший заработок, походы каждый день в раздолбанный офис или на стройку, сидение сиднем за кассовым аппаратом? Я много где и много кем работал, но уж извольте, мой вариант мне как-то больше по душе. И да, я очень сомневаюсь, что когда-то устроюсь на привычную большинству работу.
- МОНОТОННОСТЬ. Практически все фрилансеры узкоспециализированы. Я пишу. Мне могут, например, предложить заполнить товарами сайт, раскрутить группу или обработать фотки. Но мне это не нужно и я в этом недостаточно компетентен. Я буду дальше писать. Час за часом, день за днем, год за годом… Это сильно истощает и изматывает. Порой слишком тяжело вытащить из себя что-то реально стоящее.
- СКУКА. Реально очень скучно. Каждый день одна и та же картина, ничего нового. Просто сидишь, просто работаешь, просто жрешь время от времени, потом ложишься спать. Иногда перекидываешься парой сообщений в социальных сетях и снова возвращаешься к рутине.
- НЕНАДЕЖНОСТЬ. Да, в данный момент у меня все стабильно, но по сути заказчикам ничто не мешает враз исчезнуть с выполненным проектом. Можно работать по предоплате, но тоже не все соглашаются. Кидал среди исполнителей не меньше, чем среди заказчиков.


- НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ЗАРАБОТКА. Мне сложно ответить на вопрос, сколько я зарабатываю. Разница месячного дохода порой отличается очень сильно. Да и в целом не особо люблю обсуждать вопросы заработной платы. Вот график с Приват24. Сравните август и сентябрь. И ответь тут, сколько ты зарабатываешь :/ То есть, рассчитать свою платежеспособность для чего-то серьезного очень сложно.




- «НАУЧИ МЕНЯ». Уж слишком лакомым кусочком многим кажется фриланс. Поэтому просьбы показать, рассказать, научить проскакивают постоянно. Я пару раз брался, давал некоторые заказы, оплачивал по полной стоимости, но много правил. На фрилансе каждый сам за себя. И если хочешь сделать что-то хорошо, приходится делать это одному.
- БОЛЬШИЕ НАГРУЗКИ. Иногда понимаешь, что у тебя нет времени даже нормально
поесть потому что горят сроки. И порой приходится сидеть до пяти утра, чтобы к утру весь проект лежал у заказчика на почте. Бессонные ночи и литры энергетиков – это вполне нормальная практика.
- ПРОБЛЕМЫ С МОТИВАЦИЕЙ. Самому себя мотивировать крайне сложно. Заставить себя взяться за работу порой вообще нереально. Ходишь по квартире, занимаешься какой-то ерундой лишь бы оправдать свое бездействие. Но потом все-таки приходится брать яйца в кулак и садиться за компьютер.


ИТОГ! Опять же, это далеко не все минусы, которые есть. Написал только то, что пришло в голову. И поверьте, многие из них абсолютно не перекрываются преимуществами.

Могу ли я рекомендовать фриланс? Определенно да. Могу ли рекомендовать его настоятельно
с пеной у рта? Нет. Уж слишком специфический это род деятельности и далеко не все готовы будут мириться с его особенностями. Главное – понимание, что это точно такая же работа, как и любая другая. Со своими приятными плюшками и неприятными штуковинами.
Возможно, статейка оказалась не особо интересная широкому кругу лиц, но надеюсь, кто-то поймет, чем мы, бомжи двадцать первого века, вообще занимаемся.

Спасибо за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как я ходил к капищу родноверов под Полтавой

О том, что возле Полтавы находится языческое капище, я слышал уже давно. И так само давно хотел там побывать. Но как-то все не доходили руки ноги. Попытка, предпринятая на прошлой неделе не увенчалась успехом в силу моего топографического кретинизма. Сегодня же я, наконец, собрался с мыслями, подробнее изучил предстоящий путь, сгреб в охапку фотик со штативом и медленно, но уверенно, попетлял. Из-за праздника решил не пытаться кого-то тащить с собой. Сомневаюсь, что кто-либо захотел бы пройти за три часа 20 километров по не самым удобным тропам. Первой приятной новостью было то, что после годовой комы в моем телефоне снова заработал GPS. Тем не менее, заработал он как-то странно и показывал порой какую-то ахинею. Но я таки дополз до места и, как оказалось, я тут уже был . Вернее, был где-то метров за 500 от капища, даже не зная, что оно там есть (обидка, кароч). Ну да ладно.  Спасибо Википедии, я в курсе, что ка́пище  — это  пространство  языческого   храма , расположенное

Дети подземелий... Земляные пещеры под Диканькой и неработающий GPS

     "Страх, однако ж, напал на него посереди дороги, когда конь, не слушаясь ни крику, ни поводов, скакал через провалы и болота. В каких местах он не был, так дрожь забирала при одних рассказах. Глянул как-то себе под ноги — и пуще перепугался: пропасть!" "Вечера на хуторе близ Диканьки". Н.В. Гоголь      Что нужно, чтобы подорвать задницу с кресла и пойти куда глаза глядят? Да, в общем-то, и ничего. Еще вчера вечером, подумав над этим, решил поехать в Диканьку. Вернее, не в саму Диканьку, а в лесной массив неподалеку. Главная цель - найти пещеры (что в итоге оказалось довольно затруднительно). Информации о том, что это вообще за подземелья, нет. Есть версия, что это пещерный монастырь, созданный еще в 1602 году. Насколько это правда, не известно. Ехал я сюда один, спутников не нашлось. Да это и не страшно - в лесу я люблю быть сам. Есть в этом что-то первобытное и настоящее. Но все по порядку!     Будильник зазвонил ровно в восемь, а уже в 8:45 я

Как Рома на Голубое озеро ездил

Суббота, около 9 утра. За окном немногим более 10-15 градусов, намек на возможный дождь и довольно прохладный ветер. Отказываться от идеи проехать 80 км по сомнительному и незнакомому маршруту? Просидеть день дома перед компьютером? Нет, что-то неохота. Велик стянут с четвертого этажа, в АТБ закуплена провизия, перчатки на руки и вперед в сторону исторической родины... Туда Ехать по городу утром в выходной день вполне неплохо. Было прохладно, комфортно и достаточно безлюдно. В районе Конкорда из-за поворота появились трое велосипедистов на шоссерах, думал попытаться их обогнать, но они оторвались после первого же светофора. Все-таки тягаться с шоссейниками на асфальте - бесполезно. Уделают! Выехал за город, далее Щербани, родной Великий Тростянец, Буланово, переход через мостик, быстрый перекус и самая сложная часть маршрута. Фото с мостика на Буланово Вообще дорога с Полтавы до Буланово - просто песня (в основном). Большой отрезок пути - с горки, лишь несколько подъе