К основному контенту

Дети подземелий... Земляные пещеры под Диканькой и неработающий GPS



     "Страх, однако ж, напал на него посереди дороги, когда конь, не слушаясь ни крику, ни поводов, скакал через провалы и болота. В каких местах он не был, так дрожь забирала при одних рассказах. Глянул как-то себе под ноги — и пуще перепугался: пропасть!"
"Вечера на хуторе близ Диканьки". Н.В. Гоголь

     Что нужно, чтобы подорвать задницу с кресла и пойти куда глаза глядят? Да, в общем-то, и ничего. Еще вчера вечером, подумав над этим, решил поехать в Диканьку. Вернее, не в саму Диканьку, а в лесной массив неподалеку. Главная цель - найти пещеры (что в итоге оказалось довольно затруднительно). Информации о том, что это вообще за подземелья, нет. Есть версия, что это пещерный монастырь, созданный еще в 1602 году. Насколько это правда, не известно. Ехал я сюда один, спутников не нашлось. Да это и не страшно - в лесу я люблю быть сам. Есть в этом что-то первобытное и настоящее. Но все по порядку!
    Будильник зазвонил ровно в восемь, а уже в 8:45 я стоял на автостанции с билетом в руках. Автобус опоздал минут на двадцать, народа в "Руту" набилось прилично, а ехать пришлось всю дорогу стоя. Но мне не привыкать. Изначально я даже не хотел заезжать в саму Диканьку, а собирался сойти на въезде. Но нужную остановку я прозевал, поэтому доехал аж до автостанции. Оттуда по ул. Ленина вернулся на дорогу к Полтаве. По пути пофотографировал памятники и местные достопримечательности. В парке близ автостанции со мной неожиданно решил пообщаться мужичок (по его словам, смотритель парка или что-то типа того). Поспрашивал, что я знаю о Гоголе и все такое. В итоге я ему сказал, что иду искать пещеры. Он, похоже, о них и не слышал. Зато рассказал еще об одном подземном ходе, но мне было в другую сторону, поэтому его оставлю на будущее.
     Далее немного фото самой Диканьки (ничего особо примечательного):
Вот тут ко мне и пристал смотритель парка. На момент съемки он стоял слева и курил какие-то дешевые сигареты.

Руку оторвали давно, судя по всему.

Пустой парк. Как, в общем-то, и вся Диканька.

Т.Г.Ш.

Вечный огонь, похоже, тоже давно погас.

Прост.

Данный персонаж мне не знаком.

Катюша.

Памятник чернобыльцам...

...и мемориальная плита.

       А вот дальше уже интереснее.
       От Диканьки прямиком уходит дорога через поле в сторону леса. В это время GPS на моем телефоне еще работал нормально и я понимал, куда иду. Да он пока мне и не нужен был. Дома я неплохо изучил карту, чтобы понимать, куда нужно идти и где лучше всего сворачивать в лес. Карту прикрепляю сразу - вдруг кому пригодится:
Красные кружки с цифрами 1 и 2 - координаты пещер. Как видите, массив находится в треугольнике: Диканька, Чернечий Яр, Михайловка.

     
Дорога пустая и длинная. Но ровная и ухоженная. Правда лошадиные лепешки то и дело встречались по пути.

В любом посте теперь должно быть одинокое дерево.

      На фото выше я уже свернул с дороги и пошел через поле в сторону леса. Один из главных ориентиров, который мне следовало найти - газопровод. Сейчас он представляет собой всего лишь прорезь сквозь лес, но все же по нему можно выйти к первой точке назначения.
     И с этого момента не заладилось... 
     Не успел я пройти и сто метров по лесу, как GPS на телефоне начал творить что-то непонятное. Я то стоял на одном месте, то телепортировался по всему лесу. И это было довольно прискорбно, учитывая, что места здесь глухие, а я тут первый раз. Но топографический кретинизм меня одолел еще не окончательно, поэтому шел я так, как мне казалось правильным. Газопровода все не было, зато я вышел к признакам жизнедеятельности лесников.

Если я правильно понимаю, то здесь забивают рогатый скот. Но могу ошибаться.

Тут, скорее всего, складывают сено и тому подобное. Или же просто бухают лесники и охотники.

В кормушке сено. Далеко не первой свежести.

      А дальше глушь...





      Тропинок в лесу нет, ориентиров нет, рельеф странный к черту. И везде так тихо, что становится не по себе и в голове сразу всплывают образы гоголевских героев. В определенный момент я даже начал жалеть, что пошел сам. И становилось очень жарко. Местность холмистая, лес труднопроходимый. GPS все так же творил ахинею, нещадно пожирая и без того убитую батарею. Но позже я все-таки увидел резкий спуск холма и просвет - газопровод, мать его!
      На просвете телефон начал немного лучше понимать, в какой части вселенной он находится и я хоть немного сориентировался. Но лишь немного. За газопроводом начинается спуск. Все в ярах и ложбинах. И кругом ручьи. В низине везде мокро и грязно. Грязь присыпана осенней листвой, но стоит только ступить и проваливаешься по щиколотку. И это еще не было дождя, который на сегодня обещали некоторые погодные сайты. Вот тут то я бродил еще полчаса в поисках пещер. Уже дико хотел есть, но решил начать трапезу только когда найду первое подземелье.
      С каждым шагом затея казалась все бредовее. Несмотря на то, что был еще только обед, в лесу царил серый полумрак. Время от времени начали раздаваться одиночные выстрелы. Не знаю, охотники или еще кто. Но людей я так и не увидел.
      Полазив в низинах и не получив никакого результата, решил подняться на холм, чтобы обзор был лучше. В первый раз я чуть не обосрался, когда чуть ли не из-под моих ног выбежала лиса. Драпанула она знатно, но на холме остановилась и начала смотреть на меня. Издалека, но зверюгу я все-таки сфотографировал.
Фото маленькое. Обрезал по минимуму, чтоб можно было хоть как-то разглядеть. Зума явно не хватает.
     
      Только прошла дрожь от встречи с лисой, как рядом пронесся заяц - еще одна партия кирпичей ринулась в штаны. Но заяц решил не останавливаться, чтобы я его сфоткал у умчался подальше. В этом лесу также водятся кабаны. Их я, слава Богу, не встретил, но следы их жизнедеятельности налицо. Та же ситуация и с бобрами.
      Уже вконец разочаровавшись и разуверившись в успехе операции, я просто шел по холму, время от времени озираясь. И тут на тебе! Крест посреди леса!
Еще не сгнивший и почти незаметный. 


      Креста я, наверное, даже не заметил бы, если б не уперся прямо в него. Уже это было хорошей находкой. Подошел к кресту, сфотографировал, оглянулся по сторонам...

      Да вот же она родимая. Пещера!
      Признаюсь, заходить первый раз, да еще и одному, было страшно. Фонарика нет, телефон не светит. Пару раз щелкнул вспышкой, даже не спускаясь. Но любопытство - штука сильная. Полез.
Видно, что когда-то вход был ухоженным.

Внутри на удивление сухо и даже чисто.

Тупик :(

Пещера сквозная. Можно выйти с другой стороны. Но вылезать неудобно - нависают балки, ветки и бородатый мох (или как он там называется).

Выход.

Еще один ход - пролезть сложно.

И еще один. Вообще нереально пройти.


       Главная пещера просторная. Я со своим ростом 1.80 ходил по ней не сутулясь. В ширину до метра. На одной из стен кто-то выцарапал в глине череп. Недалеко от выхода надпись - "1995". Почти 20 лет прошло.
Внизу ходы

      Неподалеку я нашел еще несколько ходов, но все они полностью или частично обрушились. Ни в один попасть уже нельзя. Разве что группа людей вооружится лопатами. Но это чревато неприятными последствиями.
       Перекусив, я пошел дальше в поисках вторых пещер. Оговорюсь сразу, что так и не нашел. Мог бы, но к тому моменту сильно устал и желания ходить кругами на одном квадрате не было. Решил, что в Диканьку возвращаться уже не буду, а в Чернечий Яр попросту не успею засветло. Взял маршрут на Михайловку.
       Рельеф становился все сложнее, лес - все непроходимее. В итоге нашел еще один ход, которого на карте не было. Но он столь незначительный, что это могла быть обычная лисья нора. Хотя вряд ли.

       Далее ничего примечательного не было, кроме момента, когда я чуть не обосрался в третий раз. Рюкзак зацепился за ветку и из-за трения дерева и материи получился пренеприятнейший звук прямо под моим правым ухом. И выстрелы. Выстрелы к тому моменту участились.
Вот такие маленькие ручьи - настоящая проблема. Минимум по метру в стороны - непроходимая грязь.

А это в большинстве случаев - реально непреодолимое препятствие.

Но в лесу много поваленных деревьев. Почти через любой ручей можно пройти таким образом.


Речушка в ряске смотрится любопытно...

...и порой неестественно.

      Вторые пещеры по карте находятся рядом с этой речушкой. Но, как я и сказал, к тому моменту я уже слишком устал, чтобы их искать. Да и темнеет в лесу быстро, а батарея на телефоне показывала красным 15%.
      Когда надобность в нем отпала, заработал GPS. Спасибо!
      Метров через 500-700 я вышел к первым домикам.
     


      Вышел я в Михайловку непонятно с какой стороны. Людей нет, улицы пустые. Даже собаки молчат, что странно. Чувство, что вымерли все.

Одна из центральных улиц :)
      Здесь я бы тоже не был собой, если бы пошел в нужную сторону. Изначально поплелся вдаль от Полтавы, но быстро догнал, что топаю не туда и повернул обратно. Уже минут через пятнадцать нашел остановку и магазин с пустыми полками.
      Перекусил за столиком возле магазина и минут через пятнадцать уже выехал на Полтаву.
     
      В итоге по лесу я ходил часа три-четыре. Но оно того стоило. Вторые пещеры, насколько я понял, на порядок хуже первых, поэтому я не сильно расстроился из-за того, что не нашел их.
      День прожит, в общем-то, не зря.
      Скорее всего, завтра снова в дорогу.

     P.S. Параллельно с фотосъемкой я снимал видео. Его еще нужно смонтировать, но должно быть интересно. Но всему свое время ;)


Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Как я ходил к капищу родноверов под Полтавой

О том, что возле Полтавы находится языческое капище, я слышал уже давно. И так само давно хотел там побывать. Но как-то все не доходили руки ноги. Попытка, предпринятая на прошлой неделе не увенчалась успехом в силу моего топографического кретинизма. Сегодня же я, наконец, собрался с мыслями, подробнее изучил предстоящий путь, сгреб в охапку фотик со штативом и медленно, но уверенно, попетлял. Из-за праздника решил не пытаться кого-то тащить с собой. Сомневаюсь, что кто-либо захотел бы пройти за три часа 20 километров по не самым удобным тропам. Первой приятной новостью было то, что после годовой комы в моем телефоне снова заработал GPS. Тем не менее, заработал он как-то странно и показывал порой какую-то ахинею. Но я таки дополз до места и, как оказалось, я тут уже был . Вернее, был где-то метров за 500 от капища, даже не зная, что оно там есть (обидка, кароч). Ну да ладно.  Спасибо Википедии, я в курсе, что ка́пище  — это  пространство  языческого   храма , расположенное

Как Рома на Голубое озеро ездил

Суббота, около 9 утра. За окном немногим более 10-15 градусов, намек на возможный дождь и довольно прохладный ветер. Отказываться от идеи проехать 80 км по сомнительному и незнакомому маршруту? Просидеть день дома перед компьютером? Нет, что-то неохота. Велик стянут с четвертого этажа, в АТБ закуплена провизия, перчатки на руки и вперед в сторону исторической родины... Туда Ехать по городу утром в выходной день вполне неплохо. Было прохладно, комфортно и достаточно безлюдно. В районе Конкорда из-за поворота появились трое велосипедистов на шоссерах, думал попытаться их обогнать, но они оторвались после первого же светофора. Все-таки тягаться с шоссейниками на асфальте - бесполезно. Уделают! Выехал за город, далее Щербани, родной Великий Тростянец, Буланово, переход через мостик, быстрый перекус и самая сложная часть маршрута. Фото с мостика на Буланово Вообще дорога с Полтавы до Буланово - просто песня (в основном). Большой отрезок пути - с горки, лишь несколько подъе